На мой взгляд, наиболее важный совет для начинающих - финансовый.
Много об этом уже говорилось, но надеюсь, что совет всё равно будет полезным.
Опять же на основании собственного опыта и моих друзей, и после строительства нескольких домов.
Финансовая ошибка
Итак, это самая частая ошибка из-за неправильной оценки расходов. Именно доп. расходы стройки выбивают из колеи, создают долги, кредиты и т. д. В итоге это часто приводит к недостроям.
Из-за чего так происходит?
Ошибка кроется в том, что, являясь профессионалом в своем каком-то деле, но не будучи экспертом в стройке, мы считаем, что можем правильно спланировать и оценить саму стройку и для этого больших знаний не требуется. Это же не адронный коллайдер и не обсерватория, а просто кирпич, просто газобетон, знаем сколько стоит одна единица товара, стоимость работы и т. д
Дальнейшие рассуждения примерно такие: на готовый фундамент, к примеру, ставим дом 10х10, высотой в 3 метра - это около 800 блоков газобетона размером 400х250х600. Знаем стоимость блока, умножаем на кол-во и получаем дешевый результат.
"Хорошо, – думаете вы. – плюс раствор, это, к примеру 25 кг на 1 м3, то есть 50 мешков на дом. Стоимость мешка знаем, умножаем на кол-во и тоже всё отлично"
Итого, материал плюс раствор дают нам великолепную цену дома. Но все кругом пугают, что надо добавить плюс 30% от бюджета на доп расходы, хорошо, добавляем 30% и всё равно видим отличный результат по итогу.
Тут возникает вопрос, то ли вы что-то не так посчитали, то ли все эти статьи про большие расходы стройки - просто фейк и развод доверчивых самостройщиков.
Правильный ответ - вы что-то не так посчитали!
Как считать правильно?
К примеру, мы сейчас говорим только про холодный контур одноэтажника без плит перекрытия, без коммуникаций, без отделки и тд
1) Цена на материал:
Всегда меняется, в зависимости от сезона. Если будете покупать материал в сезон, то можете смело набросить к стоимости блока 25% сверху. Оптимально закупаться в акциях декабря-февраля.
2) Доставка:
Узнаем сколько блоков на одном поддоне. К примеру, 20 блоков в поддоне, и в машину помещается, к примеру, 20 поддонов. Итого получается 2 полные шаланды. Узнаем стоимость доставки. Чаще всего шаланда не может подъехать к объекту строительства вплотную и вам нужен манипулятор, который имеет меньшую грузоподъемность. Узнаем стоимость одной смены манипулятора. Шаланда есть, манипулятор есть, а кто будет чалить, нужны руки для крепления груза с шаланды на манипулятор и с манипулятора на объект. Ищем руки, узнаем стоимость рабочей силы. В сезон стоимость доставки аналогично увеличивается.
3) Отдельно считаем сопутствующие материалы по следующей логике:
- Для блоков нужна арматура - считаем сколько прутков на дом, узнаем общую стоимость. Добавляем доставку по схеме выше, с учетом, что чаще всего - это 6-ти метровая арматура и доставка может быть дороже.
- Для дальнейшей облицовки или утепления нужны анкеры или базальтовая сетка - считаем стоимость, считаем доставку по схеме выше.
- Для кладки первого ряда нужна гидроизоляция и цементно-песчаный раствор - считаем стоимость и доставку.
- Для дверных и оконных перемычек - считаем сколько арматуры надо на пространственный каркас для одной перемычки, сколько на ЭППС, сколько бетона для заливки, сколько досок для опалубки. Умножаем на количество перемычек или погонный метр, в зависимости от того, как считали.
- Для армопояса - арматура, утеплитель, опалубка, бетон по схеме выше. Так как армопояс должен заливаться сразу по всему объему, то вероятнее всего - это будет не самомес, а надо заказывать бетон отдельно. Узнаем, к примеру, почем М350 за 4м3 с учетом доставки.
- и тд
4) Косвенные расходы, которые важно всегда учитывать:
- если строители опытные, то в первый день стройки вам выкатывает список на А4 всего того, что надо для старта: Х кг гвоздей, Y кг саморезов, шнурка, маркеры, щетки, веники, лопаты, ведра, шланги, насосы, тележки, электроды, сверла и тд
- для замешивания растворов нужна хорошая бетономешалка, а не сломанная дешевая по которой пока оформляется претензия/возврат, и стройка остановилась.
- для кладки верхних рядов нужны леса, звоним, узнаем стоимость аренды и доставки (обычно берут на две стороны дома с дальнейшей перестановкой). Или закупаем 3 куба досок 200х50. Узнаем стоимость и доставку
- песок и гравий на стройплощадке - само собой разумеющиеся атрибуты. Узнаем стоимость и доставку.
- про рабочих всё очевидно, что надо обеспечить туалет, бытовку, душ и т. д. Узнаем стоимость аренды с доставкой.
5) Доп расходники:
Чтобы работать с блоками нужны перчатки, много перчаток, чтобы пилить арматуру, нужны диски по металлу, много дисков, тоже касается гвоздей, саморезов, пленки и т. д. Примерно заложите круглую сумму на такие расходы
6) Далее отдельной таблицей считаем стоимость работ:
- стоимость возведения стен с учетом подготовки раствора и возведением лесов за 1м3
- стоимость устройства перемычек за погонный метр
- стоимость устройства дым/вент каналов за погонный метр
- стоимость возведения перекрытия за м2
- стоимость возведения кровли за м2
и тд
7) Форс-мажоры:
Не всегда получается так, что рассчитанный объем совпадает с фактом. Отсюда доп расходы на мелкие доставки, когда чего-то не хватает и надо довезти. Это самые дорогие доставки, которые отъедают бюджет. Обязательно заложите круглую сумму на такие форс-мажоры. Не всегда получается так, что вы заказали, к примеру, арматуру сразу для блоков, для перемычек и для армопояса одной машиной и одной доставкой. Иногда материалов может не хватить!
Чтобы избежать стресса, готовьте себя к следующим ситуациям. Очень часто бывает ложное ощущение, что вот сейчас то вы уж точно всё купили строителям и им всего уже хватает и можно выдохнуть. Если вас посетила такая мысль, значит вы купили 85% от требуемого объема. Да, именно так, и не удивляйтесь, если завтра вам позвонит прораб и попросит срочно что-то докупить, а вы уже уехали с объекта и привезти некому. Это классика) Это стройка) Итог, срочная неэффективная доставка.
ИТОГО: Суммируем теперь все наши расходы за материалы, доставки, аренды, работы, форс-мажоры и т. д. На заключительном этапе, когда вы всё максимально точно посчитали, учли сезонность, доставку и стоимость работ, то вот именно сейчас к итоговой полученной сумме надо добавить 30%.
Вот это и будет примерно вашими расходами!
СОВЕТ: Если денег не хватает, а желание строиться присутствует, то лучше разбейте стройку на этапы и покупайте долгохранимые материалы заранее.
К примеру, в первый год фундамент, на второй год купить стеновой материал, но правильно подготовить его к зимовке. Потом докупить необходимые к стройке материалы/приспособления именно с длительным сроком хранения, если есть возможность их где-то хранить (лопаты, ведра, тележки, ЭППС, полиэтилен, щетки, шнурки, перчатки, диски, гвозди, саморезы и тд).
Тренируйтесь правильно учитывать расходы - это сделает стройку предсказуемой и сэкономит вам деньги и нервы. Надеюсь, для кого-то эти советы будут полезными.
Успехов в строительстве!
Если вы действительно серьёзно настроены на строительство дома, перейдите на главную страницу моего сайта, познакомьтесь со мной и позвоните прямо сейчас. Я помогу вам грамотно спланировать бюджет будущего строительства и избежать незапланированных трат .